Кризис назревает во всех частях мира
Основные индексы деловой активности и оптимизма промышленности основных экономик, опубликованные в конце февраля – начале марта 2016, опустились ниже значения в 50 пунктов (выше — рост, ниже — депрессия).
Китай - главный поставщик новостей. Госстатуправление страны сообщило о падении индекса деловой активности в промышленности (NBS PMI) в феврале до 49 пунктов. Аналитики объясняют отпусками на китайский НГ.
49 пунктов зафиксировано в ноябре 2011. Ниже 50 пунктов индекс "нащупал" в августе 2015. Рассчитываемый банком HSBC аналогичный индекс в феврале показал 48 пунктов. С ноября 2014 он преодолевал планку в 50 пунктов только один раз.
1 марта в индексе делового оптимизма ISM Index (Institute for Supply Management monthly Purchasing Managers Index) США показано 49,5 пункта. Значение 50 он не преодолевал 4 месяца кряду. Во времена Великой рецессии ISM Index показывал менее 50 с августа 2008 по июль 2009-го.
Index Chicago PMI (индекс деловой активности Ассоциации менеджеров Чикаго) опустился с 55,6 в январе до 47,6 в феврале. Утешает лишь то, что негативные прогнозы динамики ВВП США за 4 квартал не оправдались. Мощнейшая экономика мира за этот квартал поднялась на 1% в годовом выражении, что ниже 2% показателя 3 квартала.
За 2015 ВВП США вырос на 2,4%, но 4 квартал портит картину. Энергоносители подешевели, безработных стало меньше, и зарплаты выросли, но динамика потребления (она составляет приблизительно 70% ВВП) понижена — с 2,2 до 2%. Некоторые экономисты предрекают скорую прецессию.
В Европе индексы деловой активности в промышленности еврозоны и Британии остаются более 50 пунктов, но падают. 50,8 пункта в Великой Британии - это минимальная цифра за 34 месяца. PMI еврозоны в феврале 2016 упал с январских 52,3 до 51,2, что ниже февраля 2015.
Дефляция в еврозоне подрывает прибыли корпоративного сектора, бюджета, снижает инвестиции и зарплаты.
По данным Eurostat в феврале в еврозоне цены упали на 0,2% в годовом выражении (в январе росли на 0,3%). Больше страдают энергетики. Снижение нефтяных котировок привело к росту дефляция с январских 5,4% до 8%.
Мировая экономика не процветает. Об этом говорят и сведения по мировой торговле. Внешняя товарная торговля государств G20 в 4 квартале 2015 снижалась, увеличились темпы падения.
На 1,9% сократился импорт G20 (в долларовом эквиваленте с корреляцией на сезонные колебания). В июле – сентябре падение - 0,9%. Импорт уменьшается седьмой квартал кряду. Экспорт снизился на 1,6% за падением на 1,2% в 3 квартале. Шестой квартал кряду нет роста. В 4 квартале 2015 рост внешней торговли зафиксирован в КНР и Турции.
В Америке импорт сжимается уже шесть, экспорт - два квартала. В ЕС (28 стран) экспорт и импорт сжимаются шесть кварталов. За 2015 экспорт «двадцатки» стал меньше на 11,3%, импорт - на 13%.
Низкие рост и "хилая" торговля, умноженные на дешёвое сырье заставляет компании и правительства больше заимствовать. Standard & Poor's в 2016 прогнозирует рост долгосрочных заимствований государствами третьего мира из коммерческих банков на 4%. Новые займы прогнозируется в $1,2 трлн за 2016. Как итог, до $6,8 трлн вырастет долг только по данной статье.
Бурные времена в мировой экономике вынуждают финансовых регуляторов не отказываться от мягкой денежно-кредитной политики. От ФРС Америки не ожидают повышения ключевой ставки.
У ЦБ Евросоюза вкладчики просят увеличить объем программы количественного смягчения на пленуме в марте 2016 (ЕБ с рынка ценных бумаг приобретает каждый месяц на €60 млрд).
Но "огонь" деньги не тушат, а других инструментов нет. Дерегулирование рынка занятости, повышение трудового стажа и др. избавляет от кризиса не на долго. В короткой перспективе вызывает спад, особенно, когда мировая экономика не растет достаточно быстро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий